17.02.2010 в 19:22
Пишет  Masudi:

Афродита.
Для VeraVicca

На самом деле, Афродита - это, пожалуй, самый опопсовленный персонаж в древнегреческой, а затем и римской (Венера) мифологии. "Прелести Fфродиты" стали давным-давно неким банальным литературным клише Это понятно, принимая во внимание ту сферу "ответственности" за которую она отвечала в классическую эпоху, например, но это и немного печально, потому что образ Афродиты был довольно сложен изначально.
Безусловно, богиня восточного происхождения, на что указывают и черты сходства с той же Иштар, и элементы азиатского культа (рабы в ее храме). Элиаде в своих работах обращал внимание, что наряду с чертами Дикой Госпожи, за которой шли "серые волки, ласкающиеся к ней, и львы с суровым взглядом, и медведи, и быстрые леопарды, алчущие оленей", мы можем увидеть, как она вкладывала им и людям "в грудь вожделение, чтобы они спаривались в тенистых оврагах". Таким образом, в образе Афродиты, как носительнице сексуальной потребности, как элемента, общего для трех уровней бытия: животного, человеческого и божественного, греки видели религиозное оправдание сладострастия, ибо даже на излишества сексуального плана надо смотреть как на имеющие божественное происхождение.
Благодаря ей, греки заново открыли сакральный смысл изначальной сексуальной потребности.
Афродита правила на трех уровнях. Она была Небесной (Астерия), Морской (Анадиомена, раковина - это старейший символ моря и сексуальности одновременно), и Земной, так как ее шаги по земле позволяли покрываться цветами земли, что и позволяло грекам (Эсхину в Данаидах, например) называть ее первопричиной растительного плодородия.
Элиаде писал: "Под внешностью этого фривольного божества скрывается один из самых глубоких источников религиозных переживаний - откровение сексуальности как таинственной и трансцендентной категории". Но, несмотря на свой мирный и мягкий, казалось бы, нрав, она была богиней довольно мстительной, и жестокой к тому, кто не признавал ее власти. Тем самым, пожалуй, можно признать, что греки не оправдывали тех, кто не следовал чувственности, характерной для их натуры.

Интересно отношение к ней и Платона (все же помнят его Небесную и Земную Афродиту). Несмотря на кажущуюся простоту интерпретации образов Афродиты и вытекающих выводов из этого (самый простой - любовь к юношам ставилась Платоном выше, чем любовь к женщине), Платону не удаётся обойтись "без принципа комплементарности бинарных оппозиций": если бы не было женщины, небесной Афродиты, (забавно. что Платон старается и придать в этом случае женские черты этой богине, и тут же отказывает ей в этом), то "говорить о предпочтениях, охваченных Эросом, не приходилось бы, так как его бы просто никто не родил. Возможность любви к юношам существует благодаря пусть и не смертной, но женщине".
Афродита также иногда почиталась как двуполое божество (и это понятно, двуполость всегда фигурирует среди атрибутов божеств именно в качестве парадигматического выражения творящей силы). На Кипре был известен бог Афродит (согласно словам Аристофана в изложении Макробия), бородатый бог в женской одежде. Жертвы ей приносили мужчины в женской одежде, а женщины - в мужской. А в Риме - почитали лысую Венеру.
Что касается Венеры и римской мифологии, то самый сложный генезис из всех их божеств как раз принадлежит Венере. Да-да. В Венере римской легко угадываются как черты греческой Афродиты, так и богинь садов, персонификации "Милости богов" (очень важного элемента в религиозной жизни для римлянина), этруских божеств.

На мой дурной вкус, два гения передали ее образ наиболее полно и глубоко.
Это - неизвестный автор т.н.Трона Людовизи, я о нем писала и Сандро Боттичелли. Будете в Риме или во Флоренции, обязательно сходите в Музей Терм (Рим) и Галерею Уффици. Посмотрите на Трон Людовизи и посидите в зале Ботичелли, глядя на то, как Венера выходит из воды, омываемая кружевом моря - это того стоит.
Трон Людовизи, вторая четверть 5 века до н.э.

смерть траффику

URL записи