Если человек не знает, куда он плывёт – для него нет благоприятных ветров.
Паника, слухи и немедленное желание оказать помощь. Социальные сети – неофициальные СМИ – первыми среагировали на сообщение о теракте в московском аэропорту Домодедово.


Twitter: первые факты, паника и неудачные шутки


«Страшно жить в России» (Kalashnikova_S). «Москва напоминает не город, а зону боевых действий» (IzumiAmaya). «Кто-то умирает, кто-то ищет оторванную руку после взрыва, кто-то плачет в шоке. Только такси тихо мирно зарабатывают» (errikstarling). «Очевидец из Домодедово: меня спас живой щит, передо мной стоял человек, бум – и на нем внутренности людей» (zedenergy).


После таких описаний записи в ленте Твиттера, призывающие: «Не паникуйте!», пожалуй, только содействуют нагнетанию паники.


Впрочем, можно ли в этом винить твиттерян, которые узнав о трагедии, остро почувствовали себя живыми людьми. Которым действительно страшно.


Однако сразу же лента Твиттера наполнилась не подтвердившейся позднее информацией о гибели во время взрыва Артемия Лебедева и некоторых других известных людей. И эмоциями – от очевидцев, родственников, коллег пострадавших, а также, к сожалению, – от лжеочевидцев.

читать дальше


Он назвал наибольшее число погибших, звучавшее в Твиттере – 70 человек, и эмоционально описывал ситуацию по мере ее развития, зачастую опережая СМИ. «Офиц. СМИ никогда этого не покажут», – предупредил он.


Особенно телевидение, долгое молчание которого стало темой отдельного обсуждения твиттерянами. «Сегодня тот день, когда официально умерло отечественное телевидение, как канал оперативного распространения информации», пишет пользовательница inna_smbatyan.


«C момента взрыва в Домодедово прошло больше часа. Ни один российский канал не вышел даже с экстренным выпуском новостей» (goryansky). «Россия 24, Первый – экстренные выпуски! Спустя час!» (unfuckableman). «После тридцатисекундной экстренной новости о Домодедово ведущая добавила: «А теперь переходим к позитивным новостям» (morkov_trava).


Впрочем, любителей «позитива» хватает и в Твиттере – в одном из наиболее известном русскоязычном микроблоге KermlinRussia после взрыва появилось сообщение в привычном для него стиле: «Это было рядовое начало предвыборного года». Тонкий юмор «Перзидента Роисси» поняли далеко не все. Впрочем, мысль, выраженную автором этого блога, в менее или столь же «игривой» форме поддержали многие блогеры.


Традиционную поддержку некоторой части русскоязычного Твиттера также вызвала версия о том, что взрывы были инициированы самими силовиками.


Обструкции (справедливой, следует отметить) подверглись и московские таксисты, которые «опять взвинтили цены до 20 тыс. российских рублей».


Но в то время как одни твиттеряне призывали всех, кто может, подъезжать на личных машинах или сами, бросив дела, ехали к аэропорту, чтобы помочь пострадавшим, другие увещевали: не затрудняйте движения карет скорой помощи по Каширскому шоссе, не создавайте пробок, не мешайте спасательным службам.


А спустя примерно час после трагедии опомнились и «тролли» – лента Твиттера запестрела «черным юмором» и просто провокационными записями.

«ЖЖ»: отправили на тот свет Артемия Лебедева и обсудили версии взрыва


ЖЖ-сообщество, равно как и остальные, переживает бурный всплеск обсуждений взрыва в Домодедово. Ярким примером паники в социальных сетях служит просочившееся из Твиттера в ЖЖ сообщение о смерти дизайнера Артемия Лебедева.


Причем сам tema (имя пользователя Артемия Лебедева в www.livejournal.com) оставил запись в своем журнале в 18.28 по московскому времени (взрыв произошел двумя часами ранее). И речь в ней шла отнюдь не о взрыве, а об автомобиле. В комментариях к записи пользователи наперебой спрашивали «Тема, ты жив?» В последствии дизайнер опроверг слухи о своей гибели. Теперь, если верить приметам, долго жить будет.


Версии взрыва


Социальные сети на подобные происшествия традиционно реагируют выбросом версий отличных от официальной.


Пользователь ЖЖ partija_hobby предположил, что мотивом теракта может служить не только национальная рознь, но и деньги: «С «колокольни» ЖЖ-шника могу заметить, что сегодняшний взрыв в аэропорту Домодедово (более 30 погибших, более сотни раненых) как-то «ложится» на ту антикавказскую истерию, которая творится в ЖЖ после Нового Года. Это лично моя ассоциация. Но только первая ассоциация.


Правда, сейчас вспомнил, что аэропорт Домодедово стал совсем недавно полноценным «конкурентом» Шереметьевскому аэроузлу. Планы по введению нового терминала у руководства аэропорта имеются. Тоже мысли «по горячим следам». И ведь наибольшие проблемы по блэкауту Нового Года были именно в Домодедово. Странно всё. Таким образом, мотива два: 1) национальная рознь; 2) деньги».


Слухи о том, что взрыв может быть кому-то на руку, поддержали многие пользователи. Пишет red_brigadir : «Не вызывает сомнений, что взрыв в зоне прилёта в аэропорту Домодедово, согласован со спецслужбами. Зона прилёта является закрытой зоной, туда попасть случайный «чемодан» не мог, все вещи проверяются и сканируются, люди проходят жёсткий контроль в зоне вылета в другом аэропорту. Только человек, имеющий определённый статус, может не подвергаться личному досмотру и досмотру багажа».

ВКонтакте: «Неужели это никогда не закончится?!»


«Снова взрыв. Школу захватывали, театр тоже. Метро взрывали. Теперь вот аэропорт. Неужели это никогда не закончится?», – вряд ли вопрос одной из пользовательниц социальной сети ВКонтакте (Света Костикова) можно назвать риторическим.


Пока проходит первый шок, большая часть записей, сделанных пользователями ВКонтакте после трагедии в московском аэропорту «Домодедово», – сухая констатация факта: произошел взрыв, есть погибшие.


Впрочем, уже все больше и больше эмоциональных сообщений.


«Взрыв в зоне прилета, в толпе встречающих… а нас вчера в аэропорту встречали родители на руках с сыном.. и там ведь сегодня тоже были дети! В шоке, в шоке, в шоке» (Вероника Вишневская).


«Жееееееесть! Взрыв в Домодедово, спасибо Господи, что мама прилетела вчера, боже. Ну как так можно? Для чего это люди делают???» (Эля Мариуца).


«Да что же это творится… Люди просто летели отдохнуть, кто-то возвращался к семье, кто-то летел в командировку, кто-то хотел увидеть детей. Только взрыв в Домодедово – и все к х…ям. 30 жизней – и все вот так, никакого будущего, детей и командировок» (Юлия Шевченко).

Facebook: только ссылки


Российские пользователи самой крупной социальной сети отреагировали менее эмоционально, нежели юзеры того же Twitter`а или ВКонтакте. Как правило, речь идет о ссылках на новостные ресурсы.


Немногочисленные комментарии суховаты и остры. «Пугает не то, что это случается, а то, что это уже систематически случается. Демонстрация очередной беззащитности. «Розыск не дал результатов…», – пишет Роман Баженов.


«А попробуйте хотя бы раз провести грамотное независимое расследование, а не искать след и переводить «стрелки», – это уже пишет Evgeniy Golovashev.


Кроме того, пользователи сети активно размещают «полезные» телефоны и адреса служб, в которых можно получить информацию о потерпевших.


Юрий Законников, Ольга Артишевская

Источник: www.interfax.by






@темы: Копипаста